Техника оказания самопомощи одной рукой

Техника оказания самопомощи одной рукой

Техника оказания самопомощи одной рукой. Оказать первую медицинскую помощь в порядке самопомощи трудно, еще труднее ее оказать одной, неповрежденной рукой. Опыт практического обучения медицинской самопомощи показал, что, прежде всего, необходимо овладеть приемами, замещающими при оказании помощи отсутствующую руку, например зажим зубами. Этот прием позволяет фиксировать свободный конец бинта при наложении бинтовой повязки, а также удерживать один из концов косынки при наложении жгута (закрутки), фиксировать ребристый ободок шприц-тюбика при подготовке его к работе. Однако зажимом зубами можно пользоваться не всегда, в ряде случаев этого сделать нельзя из-за гигиенических соображений.

Более удобен зацеп одного из концов жгута, свободного конца бинта за детали одежды: бинта за крючок, пуговицу; крючка резинового кровоостанавливающего жгута за пуговичную петлю, пуговицу, ремень, шнуровое отверстие на ботинке и др. Опыт подсказал, что это сделать значительно проще, если на свободном конце бинта заранее подготовить отверстие длиной 8—10 см, а размеры крючка жгута увеличить втрое и придать ему удобную для зацепа форму.

Возможна фиксация одного из концов жгута или бинта за предметы, окружающие пораженного. Например, зацеп крючка резинового кровоостанавливающего жгута за дверную ручку, водопроводную трубу, перекладину спинки кровати, металлическую сетку и т.п.

Иногда свободный конец бинта можно зафиксировать, просовывая его под плотно прилегающую к телу одежду (манжет, брючный пояс, воротник и т.п.). В ряде случаев возможен зажим конца бинта между частями тела (например, зажим свободного конца бинта между ног или в подмышечном, подколенном, локтевом сгибе и т.п.) или при придавливании его телом к близлежащему предмету.

Надежна фиксация одного из концов накладываемого одной рукой резинового кровоостанавливающего жгута путем охвата стопы (по типу «стремени») или бедра неповрежденной нижней конечности.

К технике медицинской самопомощи относятся также приемы выполнения одной рукой тех действий, которые обычно выполняются обеими руками. Так, надо уметь одной, неповрежденной рукой подготовить и применить лекарственное средство в шприц-тюбике, открыть индивидуальную аптечку гражданской обороны, открыть находящиеся в ней пеналы и др. Важно выработать умение завязывать одной рукой косыночный узел (при наложении жгута-закрутки из косынки), узел из концов бинта или из тесьмы (бечевки) при фиксации закрученной палочки жгута-закрутки, а также умение одной рукой произвести частичную санитарную обработку при заражении кожи отравляющими веществами, бактериальными средствами и радиоактивными веществами, частичную специальную обработку (дегазацию, дезинфекцию, дезактивацию).

Руководствуясь требованиями дидактического принципа «доступности обучения» и вытекающего из него правила: идти в обучении «от простого к сложному», целесообразно определить такую последовательность в овладении техникой первой медицинской помощи. Вначале изучить технику взаимопомощи непораженного пораженному, затем — взаимопомощи пораженного пораженному вначале обеими руками, а потом — одной рукой. И, наконец, перейти к изучению способов, выполняемых в порядке самопомощи вначале обеими руками, а затем одной рукой.

Такова последовательность овладения способами первой помощи при первичном обучении. Однако большинство обучаемых по программе гражданской обороны, как правило, на протяжении ряда лет практически изучали способы помощи непораженных «пораженным», поэтому с этой категорией обучаемых можно сразу же начать изучение техники взаимопомощи силами самих «пораженных» и самопомощи. Более того, если применить метод одновременной групповой работы обучаемых под руководством медицинского работника, то можно сразу же приступить к изучению способов самопомощи одной рукой и в минимальные сроки обучить максимальное число обучаемых. При этом все без исключения обучаемые работают в течение всего занятия под непосредственным контролем руководителя.

При обучении технике самопомощи одной рукой целесообразна такая последовательность: вначале надо научиться уверенно манипулировать необходимым предметом первой помощи (бинт, косынка, жгут и др.) одной доминантной рукой (правша — правой, а левша — левой), а затем — недоминантной рукой; потом следует овладеть общей техникой самопомощи одной рукой, т. е. приемами, замещающими отсутствующую в работе вторую руку и, наконец, частной техникой самопомощи при различных поражениях.

Обучение способам наложения защитных и иммобилиэирующих повязок целесообразно проводить по степени возрастающей трудности: от доступного к менее доступному месту наложения: вначале на верхнюю конечность — кисть, предплечье, плечо; затем — на нижнюю конечность — на бедро, колено, голень, стопу; потом — на шею, голову, надплечье, туловище, ягодичную область, работая при этом вначале обеими руками, затем — доминантной, а потом — недоминантной рукой.

Жгут вначале надо учиться накладывать на самое доступное место (предплечье) доминантной рукой, а затем — недоминантной, постепенно переходя к труднодоступному месту (плечо, бедро, голень).

Наиболее доступным местом применения шприц-тюбика в порядке самопомощи является переднебоковая поверхность плеча и передняя поверхность бедра