Рассредоточение и эвакуация населения

Рассредоточение и эвакуация населения

Рассредоточение и эвакуация – это организованный вывоз и вывод населения из городов и размещение его в загородной зоне, проводимые в период угрозы нападения противника с целью снижения потерь среди населения в случае применения противником оружия массового поражения.

Рассредоточение и эвакуация проводятся в кратчайшие сроки комбинированным способом с использованием всех видов транспорта, не занятого военными и неотложными производственными и хозяйственными перевозками.

Рассредоточение и эвакуация рабочих, служащих и членов их семей осуществляется по производственному принципу. Эвакуация населения не занятого на производстве, осуществляется по территориальному принципу (по месту жительства) домоуправлениями и жилищно-эксплуатационными конторами. Дети обычно эвакуируются вместе с родителями.

Способы рассредоточения и эвакуации

Рассредоточение и эвакуация являются важным способом защиты населения от оружия массового поражения.
Рассредоточение — организованный вывоз (вывод) из крупных городов и размещение в загородной зоне рабочих и служащих предприятий, организаций, продолжающих производственную деятельность в городах в военное время. Рабочие и служащие после вывоза и расселения в загородной зоне посменно выезжают в город для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются в загородную зону на отдых.

Загородная зона — территория за пределами зон возможных разрушений, установленная для городов и важных объектов народного хозяйства. Эвакуация — организованный вывоз (вывод) рабочих и служащих, членов их семей, предприятий, организаций, учреждений, учебных заведений, прекращающих или переносящих свою производственную деятельность в загородную зону, а также нетрудоспособного и не занятого в производстве и сфере обслуживания населения. Эвакуацию людей за пределы зон возможных разрушений в наиболее сжатые сроки можно провести комбинированным способом.
Комбинированный способ — массовый вывод населения из крупных городов пешим порядком в сочетании с вывозом некоторых категорий населения всеми видами транспорта.

Транспортом вывозятся рабочие предприятий, продолжающих производственную деятельность в городах, невоенизированные формирования, население, которое не может передвигаться пешим порядком (престарелые, инвалиды, больные, беременные женщины, женщины с детьми до десятилетнего возраста). Остальная часть населения выводится организованно пешим порядком.

Пешие колонны формируются на базе предприятий, организаций, учебных заведений, жэков во главе с начальниками колонн, назначаемыми соответствующими руководителями. В составе колонн может быть 500—1000 человек. Планируемая скорость передвижения колонн 4—5 км/ч. Через 1—1,5 ч движения назначается малый привал на 10—15 мин, а в начале второй половины суточного перехода за пределами зон возможных сильных разрушений — большой привал на 1—2 ч.

Для обеспечения управления на каждом маршруте назначаются начальники маршрутов из ответственных граждан обладающих опытом управления коллективами. Они организуют управление пешими колоннами, отвечают за передачу сигналов оповещения ГО, поддерживают порядок на маршрутах. В распоряжение начальника маршрута может выделяться группа управления со средствами связи (1—2 радиостанции, 2—3 мотоцикла, 1—2 автомашины), личный состав для охраны общественного порядка и для организации медицинского обслуживания — формирования медицинской службы. Начальнику пешей колонны дается схема маршрута колонны, на которой указываются: номер колонны, ее состав, маршрут движения, исходный пункт, пункты регулирования движения и время их прохождения, места и продолжительность привалов, медицинские пункты и пункты обогрева, промежуточные пункты эвакуации, места расселения эвакуируемых, сигналы управления и оповещения.

На промежуточном пункте эвакуации (ППЭ) администрация пункта организует учет прибывших эвакуируемых, временное размещение их в жилых помещениях, обеспечение пищей, водой и дальнейшую отправку в районы размещения. Для вывоза населения в загородную зону используется транспорт всех видов. Основным видом транспорта является железнодорожный, так как железные дороги наиболее приспособлены для массовых перевозок и не зависят от времени года и погоды.

При эвакоперевозках нормы вместимости транспортных средств увеличиваются: в вагоне электропоездов — до 200 человек, в пассажирском вагоне — до 150 человек,в грузовом четырехосном вагоне — до 100 человек, в автобусе вместимостью 25 пассажиров могут перевозиться до 40 человек, на грузовой автомашине — 20 на самосвале—15 человек. Для обеспечения порядка в пути следования назначается начальник эшелона (автоколонны), а в каждом вагоне (машине) — старшие.

Для вывоза населения из городов, расположенных в прибрежных зонах морей крупных рек, может использоваться водный транспорт (морские, речные суда, рыболовные баржи и др.).