Эвакуация пораженных

Эвакуация пораженных

Организованная транспортировка пораженных называется медицинской эвакуацией.

В зависимости от техники транспортировки различают: оттаскивание — волочение в приземленном положении, переноску, а также перевозку на различных видах транспортных средств (автомобильном, железнодорожном, авиационном и др.). Транспортировка пораженных подчас связана с дополнительным механическим травмированием. Чтобы его предупредить, при подготовке и транспортировке необходимо провести комплекс мероприятий (профилактика боли, транспортная иммобилизация, согласованная работа носильщиков, подготовка транспорта к перевозке пораженных, умелое вождение транспортных средств и др.).

Переноска пораженных возложена на носилочные звенья спасательных формирований гражданской обороны. Однако в условиях массовой эвакуации осуществить ее должно быть готово все трудоспособное население, особенно в сложной обстановке массовых пожаров, угрожающих обвалов и затопления, задымленных и загазованных помещений и др. Поэтому каждый должен быть готов умело, быстро и бережно переносить пораженных в любой обстановке.

Когда пораженных необходимо перемещать по вертикали (опускать с возвышенного места, извлекать из труднодоступного места), применяется носилочная лямка, петля которой охватывает ноги и спину пораженного или в сочетании с деревянной доской образует сидение.

При перемещении пораженного в приземленном положении (перемещение по низкому ходу в завале, по аварийному лазу и т.п.) применяется оттаскивание на мягких (кусок брезента, одеяло, пальто и т.п.) или жестких волокушах, к которым крепится лямка (веревка, провод, проволока и т.п.). При этом предпочтение отдают жестким волокушам (лист фанеры, кусок кровельного железа и т.п.), так как они изолируют тело пораженного от повреждения мелкими предметами, попадающимися на пути движения.

Различают безносилочную и носилочную переноску.

Безносилочная переноска может осуществляться одним, двумя или тремя носильщиками.

Переноска одним носильщиком очень тяжела и поэтому применяется только при переноске на небольшие расстояния. Различают переноску «на руках перед собой», «на руках за спиной», «на плече» (если пораженный потерял сознание). Переноска двумя носильщиками может производиться «на руках перед собой» «на «замке» из трех или четырех рук», «друг за другом», «на лямке, сложенной «восьмеркой», (сиденье образует перекрест лямки), «на кольце», сложенном из косынки, ремня, и т.д.

Носилочная лямка представляет собой брезентовый ремень длиной 360 см и шириной 6,5см с металлической пряжкой на конце, необходимой для замыкания лямки сложенной «восьмеркой», «петлей», «кольцом».

Наиболее удобна переноска пораженных на носилках: табельных санитарных, или сделанных из подручных средств.

Длина санитарных носилок составляет 221 см, ширина 55 см, высота 16 см, масса до 10 кг. Они стандартны, поэтому подходят для любых видов транспорта и исключают необходимость перекладывания пораженного (носилки с пораженным обмениваются на свободные).

Однако в очагах поражения чаще всего придется пользоваться носилками, сделанными из подручных средств: брусьев из жердей, груб и т.п.; полотнищ из одеял, тюфячной наволочки, двух мешков, двух пальто (жерди просовываются через вывернутые внутрь рукава пальто), куска брезента и т.п.

Особого внимания заслуживают так называемые «окопные» носилки. Они изготавливаются из одной жерди, к которой на одеяле или на куске прочной ткани такого же размера подвешивается пораженный; концы одеяла завязываются над жердью у ножного и головного концов носилок. Эти носилки удобны для переноски пораженного в узких местах (ход сообщения, пролом в здании и т.п.).

Переноска пораженного двумя и более носильщиками, как без носилок, так и на носилках требует согласованных действий носильщиков, чтоб не допустить дополнительной механической травмы пораженного, особенно при укладке его на носилки, при переноске и погрузке на транспорт. Согласованные действия носильщиков достигаются подачей команд и их четким выполнением.

Укладка пораженного на носилки производится способом «на руках» (руки подводятся под пораженного) или «за одежду» (один носильщик берет пораженного за пояс и поддерживает его голову, другой — за голенища сапог или складку брюк выше колен и на середине голени; при этом подаются команды: «Берись», «Поднимай», «Опускай». Уложенному на носилки пораженному необходимо придать правильное положение с учетом характера и локализации поражения, а также состояния пораженного. Поврежденной части тела, как правило, надо придать возвышенное положение. Раненого в живот надо уложить на спину или на бок с согнутыми в коленях ногами (при этом расслабляются мышцы живота и ослабевает боль); пораженного в грудь размещают в полусидячем положении; при ранении в челюсть — лицом вниз; при переломе костей таза — придают положение «лягушки» и др. Затем подаются команды: «По местам», «Берись», «Поднимай», «Вперед» (оказывающие помощь движутся «не в ногу», идущий впереди предупреждает идущего сзади об опасности), «Стой», «Опускай». Переноска на носилках — это тяжелый труд. Чтобы облегчить его, необходимо пользоваться лямками, сложенными «восьмеркой»,— это облегчает переноску на носилках на большие расстояния вдвое,— организовывать вынос по подставам, а также выдвигать как можно ближе к местам скопления пораженных автомобильный транспорт.

Вынос по подставам, или эстафетным способом, заключается в том, что путь выноса делят на участки, которые обслуживаются закрепленными за ними носилочными звеньями. «Эстафетой» при этом является пораженный на носилках, которого с них не снимают, а доставившие пораженного носильщики получают взамен свободные носилки. Для массовой эвакуации пораженных наибольшее применение получит грузовой автомобильный транспорт, специально приспособленный для этой цели: загрузка рессор балластом (песок, земля), создание мягкого настила, оборудование защищающих от непогоды тентов, а в осенне-зимний период — установка отопительных приборов. При погрузке пораженных в кузов автомобиля подаются следующие команды: «На стороны», «Берись», «Поднимай», «Ставь» (на край кузова), «Вдвигай» (при наличии направляющих) или «Вноси» (если помогает находящийся в кузове носильщик), «Закрепляй».